Панические атаки у детей — что делать? Симптомы и Лечение

Общие сведения

Паника является нормальной реакцией организма при возникновении ситуации, опасной для жизни, здоровья. Страх мобилизует функции организма: происходит выделение адреналина, учащается пульс, ускоряется сердцебиение, активизируется инстинкт самосохранения. Формируется готовность к бегству, атаке. В патологических случаях эта цепочка реакций запускается без внешней опасной ситуации.

Термин «панические атаки» как отельная клиническая единица используется с 1980 года, его синонимами являются «паническое расстройство», «пароксизмальная тревога». В неврологии заболевание обозначается как вегетативно-сосудистый криз. Распространенность в популяции составляет 3%. Среди детей заболеванию больше подвержены школьники.

Панические атаки у детей

Панические атаки у детей

Почему возникают панические атаки у подростков?

В своей жизни человек нередко сталкивается с ситуациями, в которых он испытывает страх. Склонность к возникновению страхов – типичная особенность психогенных заболеваний и других форм патологии в детском возрасте. В определённые моменты страх может переходить в панику.

Выделены самостоятельные клинические формы, при которых тяжёлые приступы тяжёлой тревоги (паники) не ограничиваются определённой ситуацией или конкретными обстоятельствами и поэтому непредсказуемы.

Ещё в конце Х1Х века «тревожные атаки» (anxiety attack) описал Зигмунд Фрейд. При них тревога возникала внезапно, не была спровоцирована какими-либо идеями и сопровождалась нарушениями дыхания, сердечной деятельности и других телесных функций. Фрейд описывал такие состояния в рамках «невроза тревоги» или «невроза беспокойства».

Термин «панические атаки» в качестве отдельной клинической единицы существует в зарубежной литературе с 1980 года. У врачей-неврологов он больше фигурирует под маской вегетативно-сосудистого криза. Панические атаки обычно возникают у людей в возрасте 20-40 лет, однако сейчас описываются у детей в возрасте 10-15 лет. В целом их распространённость в популяции достигает 3 %, причём лица женского пола страдают в 2 раза чаще (Von Kroff G., 1985; Katon W., 1986).

Причинными факторами возникновения панических атак могут быть как шоковые и субшоковые психические травмы, вызывающие острый испуг, так и затяжные психотравмирующие ситуации (у детей это длительная разлука с близкими, тяжёлая болезнь родителей и др.).

В этиологии немалая роль принадлежит также некоторым факторам внутренних и внешних условий. В числе внутренних факторов особое значение имеют тревожно-мнительные черты характера и проявления психической незрелости в виде повышенной впечатлительности и внушаемости. Определённую роль играет, по-видимому, и рецессивно-генетическая передача: у родителей достоверно повышен процент тревожно-депресcивных расстройств.

Основным способствующим паническим атакам фактором внешних условий является неправильное воспитание типа потворствующей гиперпротекции с тревожными опасениями родителей по поводу здоровья ребёнка.

Панические атаки у детей - что делать? Симптомы и Лечение

Огромное значение для клинической реализации панических атак имеет нарушение вегетативной регуляции при обусловленности конституциональными особенностями организма, а может быть и результатом натальных и постнатальных травм, нейроинфекций, интоксикаций.

Факторы, провоцирующие криз, можно условно разделить на психогенные, физиогенные и биологические. Среди психогенных факторов следует выделить кульминации конфликтов и острые реакции на стресс. К физиогенным относятся чрезмерные физические нагрузки, инсоляция (другие виды перегрева), переохлаждение, интоксикации, метеотропные факторы. Биологические факторы включают в себя менструации, начало половой жизни, беременность, аборты, приём контрацептивных средств.

Для клинической картины заболевания характерна приступообразность состояний паники. Приступ, продолжающийся от 10-15 минут до нескольких часов, наряду со сверхценными страхами, тревогой и сенсопатиями включает более или менее длительное двигательное беспокойство и различные соматоневрологические расстройства: сердцебиение, потливость, затруднённое дыхание, неприятные ощущения в области сердца, дрожь.

Старшие дети и подростки во время приступа крайне ипохондричны, «прислушиваются» к телесным ощущениям, часто жалуются на остановку сердца, ощущение недостатка воздуха, затруднённое глотание, высказывают опасения или уверенность в наличии тяжёлого заболевания, неминуемой смерти, требуют немедленно вызвать врача. Тревожные опасения болезни или смерти могут распространятся и на близких.

На высоте панического приступа дети и подростки целиком охвачены страхом с трудом поддаются разубеждению, не верят в возможность выздоровления, ажитированы, испытывают тягостные телесные ощущения. При этом имеют место разнообразные вегетативные расстройства с преобладанием симпато-адреналовой симптоматики:

  • озноб;
  • дрожь;
  • учащённое сердцебиение;
  • повышение артериального давления;
  • сухость во рту;
  • бледность, а затем гиперемия кожных покровов с повышенной потливостью и одышкой.

Приступ может завершиться повышенным мочеотделением. У подростков (чаще у девочек) приступы страха нередко сопровождаются психосенсорными нарушениями (больше как нарушение схемы тела), а также явлениями деперсонализации и дереализации. Без коррекции и лечения панические атаки переходят в более стойкие сенестопатические ипохондрические состояния.

В зависимости от временного фактора панические атаки могут носить характер пароксизмов или кризов. В первом случае — это сравнительно кратковременные (до 10-15 минут) нарушения с недомоганием, головной и лицевой болью, чувством дурноты, болью и чувством «замирания» в области сердца, бледностью или гиперемией лица, тошнотой, потливостью, учащением или замедлением сердечных сокращений, нарушением дыхания, головокружением, мышечной слабостью, «внутренней дрожью», учащёнными позывами к мочеиспусканию.

Кризы отличаются более длительным и глубоким расстройством гомеостаза с обязательным включением лимбико-ретикулярных структур. Вегетативно-висцеральные нарушения становятся более длительными и могут выступать в самых различных вариациях с обязательным присоединением эмоционально-аффективных расстройств.

При протекании кризов с преимущественно вегетативно-висцеральной симптоматикой могут встречаться самые различные комбинации симптомов со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также — желудочно-кишечного тракта. Особенно ярко проявляются эти изменения у подростков при нередко встречающихся так называемых гипервентиляционных кризах.

Ведущим ядром их является триада симптомов: усиленное дыхание, тетания и парестезии. Одновременно отмечается озноб, потливость, волны жара или холода и преходящая общемозговая и очаговая неврологическая симптоматика, очень часто к ней присоединяются сенестопатии. Подобные варианты кризов получили название конверсионных.

Обилие симптомов делает порой чрезвычайно затруднительной дифференциальную диагностику панических атак и некоторых форм височной эпилепсии, а также истериоформных расстройств.

Таким образом, критерии, необходимые для диагностики панических атак, следующие:

  1. пароксизмальность;
  2. полисистемные вегетативные симптомы;
  3. эмоционально-аффективные расстройства, выраженность которых может колебаться от «ощущения дискомфорта» до «паники».

При наличии трудности в разубеждении и неверия в выздоровление дети и подростки в то же время отличаются повышенноё внушаемостью в отношении своего здоровья и стремятся быть поближе к медперсоналу, в присутствии которого чувствуют себя спокойнее.

После окончания приступа появляется частичное критическое отношение к присутствовавшим во время атаки мыслям и опасениям. Характерно, что сознание чуждости, болезненности страхов и активное стремление к их преодолению не только в период приступа, но и вне его, отсутствуют в отличие от больных с навязчивостями.

Межкризовый период при панических атаках очень разнообразен — от полного отсутствия каких-либо нарушений до выраженных психовегетативных расстройств. Описываются в литературе генерализованная тревога, тревожное ожидание приступа с формированием на этом фоне избегательного или ограничительного поведения в крайнем своём выражении — депрессии.

Панические атаки у детей - что делать? Симптомы и Лечение

Может встречаться и преимущественно астенодепрессивная симптоматика с соответствующими изменениями поведения и социальными проблемами. Даже неглубокая депрессия снижает социальную активность детей и подростков: ограничение контактов со сверстниками, снижение успеваемости и обычных интересов, отказ от увлечений, сужение круга интересов на состоянии здоровья и симптомах болезни, которые подростки могут ипохондрически разрабатывать и ещё больше погружаться в болезнь (здесь возможны мысли о смерти и самоубийстве).

Нередки в межкризовый период и истерические расстройства с типичными для них соматическими и поведенческими демонстрациями: болевые синдромы, преходящие функциональные неврологические расстройства (псевдопарезы, астазии-абазии, мутизм, амавроз, афония, припадки).

Весьма характерны в межкризовый период и разнообразные вегетативные симптомы в различных соматических сферах (в том числе и терморегуляторной), а также в системах потоотделения, сосудистой регуляции, мышечной и вестибулярной.

Лечение панических атак у детей и подростков представляет собой сложную задачу и должно быть патогенетическим. Вполне оправдано назначение комбинаций симпато- и холинолитиков, ганглиоблокаторов, нейролептиков, транквилизатров, сосудистых, десенсибилизирующих и ноотропных средств.

При этом помощь больным с паническими атаками в ряде случаев может носить ургентный характер. Надо отметить, что купирование отдельных панических атак с помощью типичных бензодиазепинов не приводит к излечению больного, зато способствует прогрессированию и хронизации болезни.

В предупреждении повторного возникновения панических атак, как убедительно показали многочисленные исследования с использованием двойного слепого плацебо-контроля, наиболее эффективными являются две группы препаратов: антидепрессанты и атипичные бензодиазепины (клоназепам и альпрозалам).

Не следует забывать и о психотерапии (особенно при купировании психовегетативного синдрома с преобладанием астено-депрессивной, ипохондрической, обсессивно-фобической или истерической симптоматики), которая в современных условиях при интегративном её применении является крайне необходимой и может быть весьма эффективной.

В межприступном периоде с психотерапией перспективно комбинировать физиотерапию (с учётом её индивидуальной переносимости, особенно при назначении процедур на область головы и шеи). Здесь же патогенетически обоснованно применение сосудорасширяющих препаратов, венотоников, витаминов группы В, лёгких мочегонных средств.

Лечение должно проводится строго индивидуально с учётом этиологии, клиники, возраста больного, а нередко и чисто психологических и социальных факторов.

Причины панических атак у детей

Панические атаки могут возникать у ребенка по целому ряду причин:

  • наследственность (у родственников пациентов, страдающих паническим расстройством, риск развития панических атак выше);
  • гормональная перестройка (половое созревание опережает развитие некоторых систем организма, создает усиленную нагрузку на некоторые органы, что провоцирует вегетативные кризы, идентичные по симптоматике с ПА);
  • интоксикация (чрезмерное употребление стимулирующих напитков, например, кофе, алкоголь, лекарственные отравления увеличивают риск развития ПА);
  • некоторые аллергические заболевания;
  • болезни ЖКТ;
  • нарушения эндокринной, нервной систем;
  • сердечно-сосудистые патологии.

Развитию ПА способствуют некоторые характерологические особенности маленьких пациентов. К ним можно отнести тревожную мнительность, ипохондричность. Тревожность детей, уделяющих повышенное внимание своему физическому состоянию и самочувствию, становится базой для развития панического расстройства. Таким ребятам трудно отвлечься от болезненных симптомов, они слишком впечатлительны, своим волнением по поводу здоровья только провоцируют усиление приступов.

Среди детей заболеванию наиболее подвержены школьники. Это связано с проблемами адаптации ребенка в современном мире. Уже начиная с младшего школьного возраста, на него начинает оказываться огромное внешнее давление, не только со стороны учителей, сверстников, но часто и со стороны требовательных родителей. От малыша требуются высокие результаты в учебе.

Тяжелей всего ребенку с демонстративным типом личности, жаждущему признания со стороны окружающих. Ведь таким ребятам приходится не только сталкиваться с конкуренцией в учебе. Они еще и пытаются быть более привлекательными в физическом плане, стать популярными среди сверстников. Чтобы угодить взрослым и друзьям, малыш подвергает себя чрезмерным эмоциональным, умственным, физическим нагрузкам. Страх не справится, стать объектом насмешек или просто не получить любовь и внимание значимых людей может перейти в приступ ПА.

Постоянные конфликты между членами семьи, отчужденность и недостаток внимания и заботы со стороны родителей, развод, боязнь быть оставленным могут спровоцировать развитие ПА.Важно не запускать паническое расстройство. Как правило, малыш постепенно находит связь приступов ПА с определенной ситуацией или обстановкой и старается избегать их. Таким образом, формируется страх посещать учебное учреждение или другие общественные места.

  • нервная система подростка, находящаяся в активном развитии, каждую неприятность возводит в формат трагедии, а паническую атаку – в глобальный ужас;
  • паническая атака сопровождается неприятными ощущениями, реакции на которые у подростка попросту не сформированы, поэтому он переживает её по полной программе;
  • единожды развивавшаяся паника, создает шаблон, которого подросток постоянно опасается, а если он снова повторяется, то подобное ожидание становится рефлекторным.

Симптоматика панических атак такова, что растущий организм не может справиться с нею самостоятельно, без помощи взрослых людей, которые помогут подобрать терапию, сдерживающую развитие паники.

панические атаки у детей

Можно отметить такие причины панических атак у подростков:

  1. Период интенсивного взросления, который сопровождается тем, что сосуды не всегда поспевают вытягиваться и поставлять к органам нужное количество крови. Это приводит к пониженным показателям артериального давления, слабости и изменениям настроения.
  2. Подростковый период время активного развития ЦНС, когда она учится находить точку баланса между двумя своими отделами, это самое благодатное время для начала панических атак.
  3. Моральное давление родителей, учителей, сверстников на подростков, заставляет последних замыкаться внутри себя, не давая выпускать скопившееся напряжение наружу.
  4. Активный рост ребёнка, который сопровождается также гормональными перестройками, напряжениепсихологического характера – всё это предпосылки к развитию паники.
  5. Подавление злости ребенком (возникающее по желанию родителей, чтобы в обществе он выглядел таким, как все), сокрытие обид, приводит к возникновению патологических процессов психики, когда случаются панические атаки.
  6. Если родители не учат дитя способам защиты своей личности, отстаиванию собственных интересов, это может привести к осложнению ситуации.
  7. В условиях нестабильности подростковой личности, паническая атака проявляется очень ярко, вызывая страх её повторения, который сам же и провоцирует рецидивы.
  8. Увеличение уровня тревожности, связанного с тем, что подросток не может оправдать возложенные на него родителями надежды (отличная учеба, помощь по дому, успехи в спорте), провоцирует первые панические атаки.
  9. Сильная, патологическая опека со стороны родителей, может вызвать у ребенка боязнь окружающего мира, при которой каждая неприятность или неожиданность может вызывать панику.
  10. Отсутствие гармоничных отношений в семье, нестабильность юной психики, стрессовые ситуации, появление новых физиологических состояний, гиперактивность ЦНС, дефицит двигательной активности: все эти факторы могут спровоцировать неприятные симптомы ВСД.

Возникновение панических атак у ребенка может быть спровоцировано различными шоковыми и субшоковыми психическими травмами, способными вызвать состояние острого испуга или затяжных психотравмирующих ситуаций.

Многие факторы, способствующие заболеванию, состоят из внутренних и внешних условий. Первая категория представлена тревожно-мнительными чертами характера и проявлением психической незрелости, под которой следует понимать повышенную впечатлительность и внушаемость. Определенная роль отводится и рецессивно-генетической передаче от родителей.

Паническая атака может быть спровоцирована нарушениями вегетативной регуляции, натальными и постнатальными травмами, нейроинфекциями, интоксикацией, переохлаждениями, чрезмерными физическими нагрузками.

Панические атаки у ребенка могут развиться также на фоне семейных проблем. Все ссоры, происходящие между родными, могут навсегда оставить след на детской психике.

Панические атаки у детей - что делать? Симптомы и Лечение

Как утверждают специалисты, возникновению панических атак больше подвержены лица, у которых слишком слабая система защиты от стрессов с недостаточным количеством гормонов, отвечающих за противостояние физическим и эмоциональным перегрузкам.

Для панических атак зачастую характерно спонтанное возникновение, но со временем дети могут начать связывать эти процессы с некоторыми внешними условиями.

Так, довольно часто панические атаки развиваются на фоне такого расстройства, как агорафобия. Под этим недугом подразумевается страх оказаться в месте или в условиях, из которых крайне сложно выбраться. Дети с данным недугом не желают посещать школу, общественные места или выполнять любые другие обычные виды деятельности.

Проявляться панические атаки у подростков могут по разным причинам. Врачи не знают точного ответа почему возникает приступ. Паническая атака в первый раз может происходит из-за различных стрессовых ситуаций.

Существуют следующие причины:

  • Наследственная предрасположенность. Появляться приступ может из-за того, что у кого-то в семье были такие расстройства.
  • Погодные условия и плохая экология. Ведь вредные отходы и загазованные дороги не приносят пользы для человека. Если пасмурная и дождливая погода, то риск возникновения панической атаки возрастает.
  • Частые стрессовые ситуации. Уже давно ученые доказали, что длительные эмоциональные перенапряжения влияют на психику, поэтому приступ может возникнуть из-за стресса.
  • Травма головного мозга. Паническая атака может происходить на фоне пережившей аварии. Больной постоянно боится катастрофы и смерти.
  • Тяжелые заболевания. Если болезнь зацепила нервную систему, то большая часть людей испытывают приступы.
  • Длительное депрессивное состояние. Депрессия ослабляет психическое состояние, поэтому подросток находится в постоянном страхе и тревожности без причин.
  • Употребления алкоголя и наркомания. Если употреблять спиртные напитки и наркотические средства, то подросток может столкнуться с серьезными расстройствами нервной системы. Панические атаки и происходят чаще всего по этой причине.

Для того чтобы избежать приступов необходимо в первую очередь отказаться от вредных привычек. Не допускать стрессовых ситуаций, ведь всем известно, что все болезни именно из-за них. Стараться гулять на свежем воздухе и заниматься спортом. При панической атаке самое главное нужно успокоится, ведь не зарегистрирован еще не один случай смерти при приступе.

Симптомы

Бывают панические атаки у детей и у подростков они происходят неожиданно, и в дальнейшем человек боится выйти на улицу. Как только начинается приступ, то больной пытается покинуть помещение, где он находится. Дальше подросток может чувствовать и бояться повторение приступа. Это только ухудшает состояние, и поэтому паническая атака может возникнуть на этом беспокойном фоне.

Приступы могут происходить все чаще и интенсивнее, у подростка может возникнуть из-за этого депрессия. Паническая атака может быть от двух минут и продолжаться до тридцати. Возникает приступ чаще всего несколько раз в месяц.

Ощущаются следующие симптомы:

  • повышенное давление;
  • учащенный пульс;
  • сильное сердцебиение;
  • дрожь по всему телу и особенно в конечностях;
  • становится трудно дышать и появляется отдышка;
  • удушье;
  • болевые ощущения в области груди;
  • тошнота, рвота, понос;
  • головные боли;
  • головокружение;
  • сухость во рту;
  • может бросать в жар и в холод;
  • онемение конечностей и покалывание.

Панические атаки у детей и подростков, симптомы и лечение ребенка

Подросток может чувствовать, что у него появится инсульт или инфаркт. Для этого необходимо обращаться в первую очередь к терапевту. Некоторые люди пытаются заглушить приступы алкоголем или различные медикаментами. Такие методы запрещается применять, так как это может только ухудшить состояние.

Первая помощь

В первую очередь при приступе необходимо успокоится и начать думать, что паническая атака не несет опасность для здоровья. Никто и никогда не умирал от этого.

Нужно научиться контролировать дыхания при этом ровно дышать и удлиненно. Хорошо помогает начать считать или рассматривать, что находится вокруг.

Паническое расстройство развивается как результат взаимодействия биологических, психологических, социальных факторов. К биологическим причинам заболевания относятся:

  • Поражения нервной системы. Приступы провоцируются нарушениями вегетативной регуляции, пре- и постнатальными травмами, неврологическими инфекциями.
  • Гормональный дисбаланс. Половое созревание, начало половой жизни, менструаций – периоды повышенного риска развития болезни.
  • Интоксикации. Злоупотребление алкоголем, наркомания, лекарственные отравления увеличивают вероятность заболевания.
  • Наследственная отягощенность. Существует генетическая основа панических атак: заболеваемость родственников первой линии составляет 15-17%.

Психологическими причинами панического расстройства являются определенные характерологические особенности. К развитию болезни предрасполагают следующие черты:

  • Демонстративность. Основу составляет жажда внимания, признания со стороны окружающих, стремление показать себя с лучшей стороны, быть в центре внимания.
  • Ипохондричность. Постоянное внимание к собственному самочувствию, повышенная напряженность, нервозность при ухудшении здоровья провоцируют приступы паники аналогичной направленности.
  • Тревожная мнительность. Дети отличаются повышенной внушаемостью, впечатлительностью. Тревожность становится базой для развития панического расстройства.

К социальным факторам относится неблагополучная семейная обстановка: алкоголизм родителей, конфликты, насилие, эмоциональная холодность (депривация потребности в близких отношениях), трудные материально-бытовые условия. Общая патологическая основа этих ситуаций – страх, неопределенность, необходимость защищать себя.

Можно ли полностью излечить панические атаки в подростковом возрасте?

Первыми звоночками вегетативного расстройства могут быть нарушение сна, плохой аппетит, быстрая утомляемость, повышенная эмоциональность, повышенная потливость, холодные конечности, головные боли и расстройство работы желудка и кишечника. Ребенок становится капризным, хотя явных причин нет, и сформулировать их он не может.

Панические атаки у подростка, как и взрослого, могут проявиться приступами удушья, учащенным сердцебиением, возникает тремор во всем теле и холодный пот, ощущение потери себя в пространстве и страха за свою жизнь. Подростку труднее, чем взрослому, контролировать это состояние. Поэтому взрослые обязательно должны прийти на помощь и отнестись с пониманием к этой ситуации.

Панические атаки у детей и подростков, симптомы и лечение ребенка

Можно. Чем раньше Вы начнете лечение, тем больше вероятность, что понадобиться только один курс лечения. Вегетативная нервная система восстановится и будет самостоятельно регулировать работу нервных центров, органов и всего организма. Поэтому панические атаки перестанут беспокоить ребенка. Конечно, нужно понимать, что у такого человека нервная система слабая от рождения, и при стрессовом образе жизни она может «расшататься» снова. Через 10, 20 или 30 лет или же никогда – все индивидуально и зависит от образа жизни человека.

Согласно современным исследованиям, лечением панических атак должен заниматься не невролог или терапевт, а психиатр.

Почему возникают панические атаки у детей 12-16 лет? Дело в том, что подросток не может обозначить и отстоять границы собственной личности, его чувства еще отличаются размытостью, что выступает благодатной почвой для развития разного рода патологий. Нарушения границ личности в период интенсивности роста, часто связано с невозможностью молодого человека справиться с потоком нахлынувших на него новых чувств и эмоций.

Можно отметить несколько признаков панической атаки:

  • мысли путаются;
  • теряется контроль над собственной речью;
  • изменяется эмоциональный окрас настроения;
  • дыхание становится тяжелым, возникает одышка;
  • пульс учащается;
  • наблюдаются скачки давления;
  • появляется повышенное потоотделение;
  • кружится голова;
  • возникает тошнота;
  • во рту пересыхают слизистые;
  • конечности немеют;
  • наблюдается побледнение кожи;
  • подростка одолевает страх смерти или потери разума.

У подростков могут проявляться, как несколько признаков панической атаки, так и вся их совокупность сразу. Помимо перечисленных выше, могут наблюдаться депрессивное состояние и проблемы со сном. Длительное внутреннее напряжение не стоит оставлять без внимания, усугубившись, оно может стать причиной попыток к суициду.

Подростку кажется, что происходит что-то страшное: на фоне панических атак, у него возникают страхи, чаще не имеющие под собой основания, которые могут перерасти в настоящие фобии. Причем их появление могут спровоцировать родители, запрещающие ребенку проявлять свои эмоции, заставляющие вести себя тихо и прилично, так как это принято в обществе.

Если воспитание родителями подростка проходит только в грубой форме, его самооценка способна быстро упасть, за счет чего она начнет подавлять собственные эмоции, что и спровоцирует развитие панических атак.

Патогенез

Патогенез панических атак у детей основан на взаимодействии нейробиологических и социально-психологических факторов. Первая группа представлена специфической активностью лимбической системы. Она провоцируется изменением баланса нейромедиаторов и гормонов: повышенной секрецией катехоламинов, серотонина, ускоренным метаболизмом норадреналина, снижением концентрации ГАМК.

Биологический фактор предрасположенности к фобическим, паническим расстройствам активизируется специфическими жизненными обстоятельствами: частыми стрессами, авторитарным воспитанием, эмоционально холодным отношением, повышенными требованиями. В таких ситуациях необходима постоянная бдительность в отношении враждебных воздействий, формируются функциональные комплексы организма, подготавливающие к атаке, бегству. Их основой является чувство страха, паника.

Классификация

Панические атаки в детском возрасте могут существенно различаться по симптоматике. По развернутости проявлений, ассоциированных с паникой, в педиатрии различают:

  • Большие, развернутые приступы. Присутствует минимум 4 симптома. Частота атак – одна в неделю/месяц.
  • Малые приступы. Наличие менее 4 симптомов. Возникают несколько раз в сутки.

Другая классификация основана на выраженности определенных симптомов приступа. Выделяют вегетативные, гипервентиляционные, фобические, конверсионные, сенестопатические, аффективные (депрессивно-дисфорические) панические атаки.

Симптомы панических атак у детей

Характерной особенностью панических атак у взрослых и детей выступает спонтанность приступов. Реальная опасность объективно отсутствует. И все же ребенок переживает внезапный эпизод интенсивной тревоги. Сила переживания варьируется от легкого психологического дискомфорта до выраженного ощущения страха, трансформирующегося в страх потери самоконтроля, безумия, смерти. Приступ, как правило, длится около 15 минут. Но может затянуться и на более длительный срок.

Паническая атака у ребенка имеет те же симптомы нарушения работы вегетативной системы, что и у взрослых:

  • учащенный сердечный ритм;
  • боль, жжение в области груди;
  • усиление потоотделения;
  • онемение, тремор конечностей;
  • сухость в ротовой полости;
  • трудности с дыханием;
  • ощущение нехватки воздуха;
  • побледнение кожных покровов;
  • дискомфорт в желудке;
  • приступы тошноты;
  • проблемы с координацией движений;
  • головокружение;
  • дезориентация в пространстве;
  • предобморочное состояние.

В младшем возрасте наблюдаются рвота, диарея, непроизвольное выделение мочи. Плач в момент приступа нехарактерен. Могут наблюдаться вскрикивания, всхлипы, стоны. По окончании приступа ребенок ощущает слабость, выглядит уставшим, может заплакать.

Панические атаки у более взрослых детей провоцируют развитие чрезвычайной ипохондричности. Дети тревожатся по поводу остановки сердца, затрудненности дыхания. Их начинают посещать мысли о тяжелых смертельных заболеваниях.

Панические атаки у детей, как правило, происходят в дневное время, в период бодрствования. Приступы во сне тоже бывают, хотя и значительно реже. Панические атаки у некоторых детей происходят перед отходом ко сну или с первыми минутами сна, а также во время пробуждения ночью. В таком случае к проявлениям расстройства добавляется бессонница. Панические атаки у детей исключительно в ночное время — явление достаточно редкое.

Временами случается, что проявления панического расстройства сами по себе затихают на время. Панические атаки становятся менее выраженными у детей и происходят не так часто. Такие периоды спонтанной ремиссии притупляют бдительность родителей, и они не спешат обращаться к специалистам. Однако после затишья приступ повторяется и, как правило, с более сильно проявленной симптоматикой.

Клиническая картина заболевания характеризуется приступообразностью панических состояний. Приступы могут продолжаться от 10 минут до нескольких часов. Ребенка начинает одолевать паника и страх, сопровождающиеся продолжительными беспокойными движениями и различными расстройствами соматоневрологического характера, представленными сердцебиением, потливостью, затрудненным дыханием, неприятными ощущениями в груди, появлением дрожи.

Старшим детям во время приступов свойственна чрезвычайная ипохондричность. Их начинает тревожить чувство страха относительно возможной остановки сердца, нехватки воздуха, затрудненного глотания. Детей начинают пугать ошибочные догадки о тяжелых заболеваниях, приближающейся смерти. Подобные страхи в скором времени передаются родным и близким.

Второстепенные признаки, сопровождающие панические атаки:

  • озноб;
  • повышение артериального давления;
  • возникновение чувства сухости в ротовой полости;
  • диарея;
  • тошнота и дискомфорт в животе;
  • онемение кожных покровов на руках и ногах;
  • бледность и последующая гиперемия кожи.

Часто завершение приступа сопровождается повышенным выделением мочи.

В зависимости от продолжительности приступов, ребенка могут беспокоить различные симптомы. Так, при приступах, длящихся несколько минут, ребенка одолевают чувство недомогания, головная и лицевая боль, дурнота, болезненные ощущения в сердце, бледность кожи, тошнота, повышение потливости, изменение сердцебиения и нарушение дыхания.

Панические атаки у детей и подростков, симптомы и лечение ребенка

При более продолжительных приступах симптоматика дополняется нарушениями работы ЖКТ, общемозговыми и очаговыми неврологическими расстройствами.

Наиболее тяжелым является первый панический приступ, для которого характерны ярко выраженный аффект и повышение артериального давления. Некоторые пациенты во время первого приступа сталкиваются даже с потерей сознания. Симптоматика последующих приступов не столь ярко выражена.

Приступы возникают спонтанно, объективно не связаны с ситуациями угрозы для жизни или реальной опасности, может выявляться субъективный страх – боязнь выйти на улицу, заговорить с незнакомцем. Центральное место в клинической картине занимает эпизод интенсивного страха, необъяснимого дискомфорта – пароксизмальная тревога. Он развивается внезапно, разворачивается за 3-10 минут, длится 10-20 минут. Интенсивность симптомов варьируется от внутреннего напряжения до выраженной паники.

Частыми вегетативными признаками являются усиленное, учащенное сердцебиение, потливость, сухость во рту, тремор, дрожь. Могут присутствовать затруднения дыхания, чувство нехватки воздуха, ощущение сдавливания и боль в груди, тошнота, дискомфорт в области живота. У детей младшего возраста отмечается рвота, непроизвольное опорожнение кишечника, мочевого пузыря. Иногда возникает ощущение кома в горле, нарушается координация движений, походка становится шаткой, снижается острота зрения, слуха, развиваются судороги, псевдопарезы конечностей, онемение, покалывание.

Психическое состояние характеризуется легким помутнением сознания: головокружением, неустойчивостью, обморочностью, пространственной дезориентацией. Появляется ощущение, что окружающее нереально. Беспричинный страх трансформируется в страх смерти, потери контроля, сумасшествия. Пациент выглядит испуганным, растерянным. Плач нехарактерен, часто присутствуют всхлипывания, вскрикивания. После приступа ребенок слаб, выглядит уставшим, плачет.

Панические атаки чаще развиваются днем, характерны для периода бодрствования, но возможны и приступы во сне. Появление симптомов исключительно ночью наблюдается крайне редко. У некоторых детей приступ страха возникает перед засыпанием или сразу после него, во время сна, после случайного пробуждения ночью. В подобных случаях к основным симптомам добавляется бессонница.

Мало кого можно удивить термином «панические атаки». Однако не все догадываются, что страдают от них не только взрослые, но и дети. Особенно часто с паническими атаками (ПА) сталкиваются подростки, которые итак в силу специфических особенностей своего возраста имеют проблемы с самоконтролем и эмоциональной стабильностью. Маленькие дети также с каждым днем испытывают все больше психических нагрузок, что также может привести к формированию ПА.

Паническими атаками страдают не только взрослые, но и дети. Расстройство больше распространено среди подростков. Хотя в последнее время наблюдается тенденция к снижению возраста заболевания по причине роста уровня психических нагрузок на маленьких детей.

Осложнения

Диагностика проблемы

Диагностика приступа панической атаки у маленького ребенка затрудняется отсутствием понимания и необходимых знаний у малыша, чтобы объяснить взрослым и самому себе, что происходит. Во время ПА ребенок лишь переживает безграничный ужас. Для родителей ситуация тоже становится стрессовой. Не понимая, что происходит с их малышом, они звонят в скорую помощь.

Панические атаки у детей и подростков, симптомы и лечение ребенка

Медики, естественно, не диагностируют психическое расстройство. И малыша направляют на обследование к большому числу специалистов (невропатологу, кардиологу, эндокринологу). Если наряду с ПА имеет место соматическое заболевание, диагностика усложняется. В первую очередь это относится к астме, так как паническая атака может спровоцировать ее приступ, и наоборот.

В лучшем случае ставится диагноз вегето-сосудистая дистония. Однако лечение не решает основную причину возникновения ПА — психологическую. Состояние маленького пациента может продолжать усугубляться, пока он, наконец, не попадет к психотерапевту.

Определением панического расстройства занимаются психотерапевты и психологи. Паническая атака может быть всего лишь симптомом физиологического заболевания или побочным эффектом приема некоторых препаратов. Поэтому в первую очередь врач исключает наличие болезней сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной систем.

Исключив физиологическую патологию, психотерапевт анализирует имеющиеся симптомы. Врача может заинтересовать следующая информация:

  • когда возник первый приступ панической атаки;
  • как часто и с какой продолжительностью случаются приступы;
  • какие события и действия ребенка предшествуют ухудшению состояния;
  • есть ли паническое расстройство у кого-то из членов семьи;
  • наличие конфликтных и других стрессовых ситуаций дома и в школе.

Врач может искать тревожное расстройство (социальные фобии, обсессивно-компульсивное расстройство), на фоне которого могло развиться заболевание. Панические атаки, как правило, вторичная проблема какого-либо заболевания. Поэтому для успешной терапии необходимо выяснить наличие провоцирующих факторов и устранить их.

Определением подобных проблем занимаются психологи и психотерапевты. Для постановки правильного диагноза специалисту предстоит предварительный анализ симптомов, на которые указывает пациент. В данном случае будет необходима следующая информация:

  • когда впервые проявились подобные приступы;
  • частота повторений приступов;
  • факторы, провоцирующие ухудшение состояния;
  • наличие подобных проблем у кого-то из членов семьи;
  • существование конфликтных ситуаций, связанных с работой или членами семьи;
  • сталкивается ли пациент с обмороками.

Для диагностики специалисту также может понадобиться дополнительная информация, которую он сможет получить посредством неврологического осмотра. Но в период между приступами довольно сложно обнаружить отклонения неврологического характера. Приступы же сопровождаются расширениями зрачков, изменением сердечного ритма и дыхания.

Часто диагностика панических атак начинается с посещения педиатра, детского невролога, но между приступами никаких отклонений в нервной системе, внутренних органах не обнаруживается. Результаты лабораторных, инструментальных исследований в норме. Специфической диагностикой расстройства занимаются:

  • Врач-психиатр. Специалист проводит опрос пациента, родителей: уточняет, когда впервые появились приступы, какова их частота, существуют ли факторы, провоцирующие панику, страдают ли от панического расстройства близкие родственники. При постановке диагноза учитываются данные неврологического обследования. Для получения дополнительной информации об эмоционально-личностной сфере врач может направить пациента на психологическое обследование.
  • Медицинский психолог. Психодиагностика осуществляется для выявления у ребенка эмоциональных, личностных предпосылок формирования панических атак. Определяется уровень напряженности, склонность к фобиям, страхам, наличие демонстративных, ипохондрических, тревожно-мнительных черт характера. Дошкольники и младшие школьники обследуются проективными методами, подростки – опросниками.

Панические атаки у пациентов детского возраста необходимо дифференцировать с заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной, эндокринной системы, а также с эффектами от применения стимулирующих препаратов. С этой целью пациент направляется к соответствующим узким специалистам (для исключения соматической патологии).

Как диагностировать паническое расстройство у детей?

Панические атаки у детей имеют вегетативные и психологические симптомы, и лечение предполагает облегчение обоих типов нарушений. Однако нельзя надеяться на эффективность терапии, пока не будет установлен провоцирующий ПА фактор. В случае наличия физиологической патологии, необходимо направить все силы на лечение заболевания.

Психолог объясняет, как себя вести во время приступов, как их предотвращать, обучает навыкам релаксации. При необходимости назначаются сеансы. Во время сеансов формируется спокойное восприятие возникающих жизненных проблем, изменение отношения к себе, людям. Рекомендуем отличного специалиста по работе со страхами и психосоматикой Никиту Валерьевича Батурина.

Оптимальным способом лечения ПА считается сочетание работы со специалистом с лекарственными средствами. Препараты должны помочь купировать ПА. К ним относят, к примеру, бензодиазепины. Однако при постоянном приеме от этих средств появляется сонливость и утомляемость, что неблагоприятно влияет на процесс обучения.

В любом случае лекарства не лечат паническое расстройство, а лишь купируют симптомы. И первоочередная задача при лечении — успешная психологическая проработка.

В первую очередь необходимо успокоить малыша, объяснив, что не стоит беспокоиться. От ПА нельзя умереть.

Панические атаки у детей и подростков, симптомы и лечение ребенка

При приступе в первую очередь нужно успокоить дыхание. Для этого следует делать медленный вдох, задерживать дыхание и делать такой же длинный выдох. Может пригодиться бумажный пакет, чтобы уменьшить количество поступающего кислорода и остановить гипервентиляцию легких.

Расслабиться также поможет массаж ушей, шеи, контрастный душ. Эффективны отвлекающие действия: разговоры, пение, счет, больной щипок.

Профилактика

Как уберечь малыша от ПА? Уважение, забота и поддержка родителей — лучший способ предупредить тревожные расстройства. Необходимо научиться разграничивать собственные ожидания и желания от нужд ребенка. Полноценный отдых, сбалансированное питание, умеренная физическая активность, регулярные прогулки на свежем воздухе, отсутствие вредных привычек — все это помогает предупредить физиологические и психологические патологии.

Важно следить не только за физическим, но и психическим здоровьем ребенка. Не оставлять наедине с проблемами. Необходимо научить ребенка защищаться от негативного влияния извне. Развить умение оптимистично смотреть на вещи, относиться терпимей к себе и окружающим.

В целом прогноз при ПА у детей является благоприятным. При лечении следует лишь внимательно выполнять все рекомендации специалистов.

Похожие записи:

Диагностика должна быть комплексной. Если общие признаки выявлены, то первая часть диагностики — это исследование вариабельности сердечного ритма. Данное исследование покажет, как работают звенья вегетативной нервной системы – симпатическая и парасимпатическая системы, их состояние в условиях расслабления и реакция на небольшую нагрузку.

Далее мы в Клиническом Центре вегетативной неврологии проводим диагностику при помощи тепловизора. Это метод запатентованной расшифровки температурных данных с поверхности тела человека, аналоги которой можно найти только в немногих клиниках за рубежом. Снимок тепловизора позволяет выявить, на каких участках нервной системы нарушена работа, чтобы в дальнейшем точно воздействовать на них при помощи методик физиотерапии и невральной терапии.

Панические атаки у детей: симптомы и лечение, как ребенку справиться с панической атакой

Лечение панического расстройства имеет две направленности: купирование приступов и предупреждение их дальнейшего развития. Комплекс терапевтических мероприятий включает:

  • Медикаментозное лечение. Препараты подбираются детским психиатром с учетом возраста ребенка, частоты, развернутости атак. Назначается прием трициклических и тетрациклических антидепрессантов, селективных серотонинергических препаратов, ингибиторов МАО, бензодиазепинов. Трициклические антидепрессанты показаны при фобических симптомах, депрессии, тревоге ожидания. Недостаток данных препаратов – продолжительный латентный период. Селективные ингибиторы обратного захвата серотонина наиболее часто применяются для лечения детей из-за низкой вероятности побочных эффектов, безопасного длительного применения, устранения тревоги без седативного компонента. Бензодиазепины назначаются для быстрого терапевтического эффекта, но они менее безопасны, не купируют агорафобию.
  • Психотерапия. Используются когнитивно-поведенческие методы, дыхательная гимнастика, аутотренинг. Ребенок обучается управлению эмоциями, анализу ситуаций, провоцирующих панические атаки. Через техники дыхания контролирует вегетативные изменения организма. Осваивает навыки расслабления, снижения тревожности.

Лечение панических атак направлено на облегчение протекания приступов.

Во время приступов следует попытаться успокоить ребенка и объяснить ему, что для тревоги нет серьезных причин. В некоторых случаях может понадобиться пакет из целлофана или бумаги для дыхания в него. Подобные действия облегчают симптомы головокружения и придают ощущения легкого опьянения, которое возникает из-за увеличения количества кислорода в крови при частых и глубоких вдохах.

Зачастую приемам поведенческой терапии должны предшествовать методы медикаментозного лечения, которые помогают контролировать панические приступы у ребенка. Эффективные препараты представлены, к примеру, бензодиазепинами. Но в последнее время их использование теряет популярность. Это обусловлено способностью лекарства оказывать неблагоприятное воздействие на способность к обучению и запоминанию информации.

Назначать лечение и лекарства должен исключительно специалист. Продолжительность приема препаратов может колебаться от нескольких месяцев до года. Все зависит от тяжести состояния больного ребенка.

Не следует затягивать с лечением панических атак, которые могут стать причиной развития более серьезных проблем психологического и социального характера.

Так как ребенок опасается повторения приступов, он начинает ограничивать себя в передвижениях и избегать мест скоплений значительного количества людей, езды в общественном транспорте, посещения школы и встреч с одноклассниками и друзьями.

Длительное пребывание в условиях постоянного напряжения чревато тем, что ребенок может окончательно замкнуться в себе и впасть в состояние депрессии, потерять интерес к происходящему вокруг.

Лечение и профилактика расстройства

Чтобы предотвратить возникновение у ребенка столь серьезной проблемы, необходимо внимательно следить за его психическим и физическим здоровьем и не оставлять наедине с проблемами и разногласиями, возникающими в школе или в стенах дома.

Панические атаки у детей и подростков, симптомы и лечение ребенка

Для детей, которые слишком эмоционально переживают все происходящие события, не лишними будут сеансы психотерапии, позволяющие разрешить внутриличностные конфликты.

Также ребенка следует приучить к регулярному выполнению различных физических упражнений. Как показывают результаты многих исследований, это значительно сокращает риск возникновения подобных расстройств.

Если болезнь уже проявила себя, для начала необходимо избавиться от её причин, вылечить нервную систему. А уже в дальнейшем поддерживать здоровье. Важная профилактическая мера – это регулярные умеренные физические нагрузки, такие как плавание, танцы, беговые и горные лыжи в зимнее время. Вместе с детьми ведите подвижный образ жизни, занимайтесь творчеством не на результат.

Прогноз панических атак у детей благоприятный при отсутствии коморбидных состояний – тревоги, депрессии, ипохондрии. Чем трагичнее ребенок воспринимает приступы, чем чаще они подкрепляются тревожным вниманием родителей и медицинских работников, тем больше вероятность осложнений – агорафобии, дезадаптации в социуме.

Профилактика панического расстройства – создание домашнего комфорта, поддержание близких внутрисемейных отношений. Важна эмоциональная заинтересованность жизнью ребенка, моральная поддержка, безусловное принятие. Предупреждение рецидивов основано на периодическом посещении психотерапевта, приеме лекарств без акцентирования внимания на болезни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Koms24.ru
Adblock detector